В Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации 14 сентября 2018 года прошёл заключительный 5-й этап Национального Лесного Форума.

 

Парламентские слушания «Проблемы и перспективы законодательного регулирования многоцелевого использования лесных ресурсов».

Форум проводился в формате Парламентских слушаний «Проблемы и перспективы законодательного регулирования многоцелевого использования лесных ресурсов».

Парламентские слушания проходили под председательством Первого заместителя Председателя Государственной Думы И.И. Мельникова.

        

Выступление Заместителя Министра экологии и природных ресурсов РФ, руководителя Федерального агентства лесного хозяйства И.В. Валентика.

С основным докладом выступил Заместитель Министра экологии и природных ресурсов РФ, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства И.В. Валентик.

Обращаясь к участникам слушаний, Иван Валентик поблагодарил Государственную думу Федерального собрания РФ за активную поддержку и помощь в реализации идеи Национального лесного форума, который прошел в регионах России в течение этого года. Форум позволил проанализировать и обобщить весь комплекс проблем, сформировавшихся в отрасли. Поскольку страна очень большая, разная, каждая территория имеет свою специфику лесовыращивания, лесопользования, традиционные промыслы, такое широкое региональное обсуждение аккумулировало нужные и важные предложения, направленные на улучшение качества работы отрасли.

- Один из главнейших принципов лесных отношений – использование леса с учетом его основных функций – экологической, экономической и социальной, - отметил руководитель Рослесхоза. - И связано это должно быть не только с заготовкой древесины, которая сегодня является доминирующим направлением, но и с другими видами лесопользования. Их очень много. Поэтому важно обеспечить соблюдение экономического и экологического баланса, качественное и гарантированное воспроизводство лесов.

В продолжение своего выступления Иван Валентик подчеркнул, что в России закреплен законом очень важный принцип: «Гектар вырубленного леса обеспечивается гектаром лесовосстановления», причем посадочный материал должен быть только качественным. В год для нужд недропользования и размещения линейных объектов в стране вырубается до 150 тысяч га лесов. Закон о компенсационном лесовосстановлении этот пробел восполняет.

- То есть, мы ушли от тематики компенсационных платежей в бюджетную систему, - пояснил руководитель Рослесхоза. - Тот, кто вырубил леса, должен их восстановить. Это очень важно.

Еще одну проблему руководитель Рослесхоза видит в том, что по данным статистики многоцелевого использования лесов, 90% приходится на заготовку древесины. Около 4% договоров заключены на два вида использования лесов, на три вида - только 0,3%. То есть, значительные лесные территории используются только для заготовки древесины, в то время как потенциал их использования для других видов остается невостребованным. Сегодня есть ряд сдерживающих факторов, и законодательного, и организационного характера, которые влияют на комплексность использования лесных ресурсов и лесных участков.

- Рост площадей, используемых для заготовки пищевых лесных ресурсов, в сравнении с 2008 годом составил 7 раз, - отметил Иван Валентик.     - И вместе с тем, объем их использования остается значительно ниже потенциала, причем в десятки раз. Только на Дальнем Востоке качественное управление лесными ресурсами может принести до 30 миллиардов рублей доходов ежегодно. Это значительно превышает поступающую в федеральный бюджет плату за использование лесов РФ. Поэтому очень важно, что общественное внимание в рамках региональных площадок Национального лесного форума уделялось именно стимулированию выращивания дикоросов, организации их качественного сбора, переработки, использования.

Перспективу использования лесов на комплексной основе руководитель Рослесхоза видит в максимальном вовлечении в эту сферу малого и среднего бизнеса. А для того, чтобы он «пошел» в лес, нужны стимулы. К примеру, прошло более двух лет с момента принятия 206 ФЗ, который разрешил предпринимателям заготавливать древесину на лесных делянках по договору купли-продажи. Итог: сегодня бизнес заготовил более 11 млн кубометров сырья и стал выходить из серой зоны, поступления в бюджеты субъектов РФ выросли. Максимально конкурентные торги происходят именно на аукционах с участием малого и среднего бизнеса, где цена за кубометр вырастает в десятки раз. Опыт показывает, что в этой нише формируется достойная рыночная среда.

Отдельно остановился руководитель Рослесхоза на цене за лесные ресурсы. Сегодня она, к сожалению, даже с учетом повышения ставок платы, пока еще крайне низкая.

- Если мы оценим долю платы за древесину на корню по рыночной цене пиловочника, то сегодня она не превышает 8%, пиломатериалов – 2%, фанеры – 0,2%, - напомнил Иван Валентик. - В развитых зарубежных странах показатель попенной платы в структуре себестоимости составляет в среднем около 40%. То есть, сегодня мы фактически отдаем лес даром.

Говоря о необходимых мерах, Иван Валентикотметил, что линейное повышение цен и индексация – не выход из ситуации. Они могут привести к нарушению качественной инвестиционной среды. Отрасли нужно переходить к системе рентного подхода, для того, чтобы опираясь на индикативные цены, учитывать все затраты лесопользователя, сформировать реальную попенную плату, с учетом гарантированной рентабельности.

- Мы занимались этой темой два года, все необходимые расчеты есть, это позволит увеличить доходы лесного сектора в обозримой перспективе в 3-4 раза, - рассказал Иван Валентик. - Причем, без ущерба для бизнеса: при таком подходе он получает возможность уменьшать стоимость своих платежей на строительство лесных дорог, питомников, иных объектов инфраструктуры.

Иван Валентиккоснулся и темы лесоустройства. В июле текущего года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос передачи функций лесоустройства с регионального на федеральный уровень: субъекты Российской Федерации по ряду причин не смогли обеспечить качественную реализацию этих полномочий. Поскольку собственник лесов – государство, то оно и должно определять нормы пользования. Это системное решение, которое поможет решить многие проблемы, связанные с незаконным оборотом древесины.

- Самое главное – вернуть учреждениям возможность заготовки древесины, - отметил в заключение выступления Иван Валентик. - На 80-90% в советское время лесхозы обеспечивали себя сами. Никогда уровень финансирования из бюджета не превышал 15 процентов. При этом они были богатыми, жили достойно, складывались династии, потому, что люди видели перспективу. В 2007 году с принятием нового Лесного кодекса, эту ситуацию сломали. Сейчас нужно это вернуть. Такие меры, вместе с решением по ставкам платы для бизнеса, смогут сделать отрасль передовой.

На форуме также выступили В.В. Жириновский — руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе, Н.П. Николаев – председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам,  собственности и земельным отношениям, С.А. Агапцев — аудитор Счётной палаты, В.В. Бурматов – председатель Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды, И.С. Сухоруков — вице-президент Национальной ассоциации лесопромышленников "Русский лес", В.И. Кашин — председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, В.А. Лебедев — заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно — продовольственной политике и природопользованию, Качанову

В.В. Акбердин — начальник Федерального бюджетного учреждения "Авиалесоохрана", И. М. Качанов — охотник-промысловик.

 

От Всероссийского НИИ лесной генетике, селекции и биотехнологии генетики в работе Национальнго Лесного Форума приняли участие директор института О.М. Корчагин и заместитель директора по научной работе М.А. Семёнов.

От института генетики в работе Национального Лесного Форума приняли участие директор института О.М. Корчагин и заместитель директора по научной работе М.А.Семёнов.

По окончании  работы Форума в Кремле, в Кремлёвском Дворце состоялись торжественные мероприятия, посвящённые Дню работников леса.

 

Директор Всероссийского НИИ лесной генетики, селекции и биотехнологии О.М. Корчагин.

В целом, следует отметить исключительно высокую эффективность проведения Первого Национального Лесного Форума: выработанные на местах, непосредственно в регионах предложения по улучшению лесного хозяйства, оформлены в виде законодательных инициатив и опреативно доведены непосредственно до Парламента.

Материалы итогового 5-го этапа Национального Лесного Форума России будут размещены позднее после их официального опубликования.

Яндекс.Метрика